jun_cat (jun_cat) wrote,
jun_cat
jun_cat

Categories:

Театр-музей Сальвадора Дали



Bсё ещё седьмой день в Испании. Фигерас. Из крепости Сан-Ферран направляемся знакомиться с творчеством ещё одного сумасшедшего гения Каталонии. Идём пешком, здесь недалеко.
Здание и правда когда-то было городским театром. Но Дали украсил его по своему вкусу — гигантскими яйцами. А рельефные треугольнички по стенам — это каталонский хлеб, который играл немалую роль в творчестве гения наряду с каталонскими пейзажами и... Короче, скоро сами всё увидите.



Белая часть здания музея разительно отличается от красной, но так же преисполнена абсурда. Фантасмагории. В отношении творчества Дали слова подбираются с трудом. Или не подбираются вовсе.
"Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон", — так сказал Сальвадор Дали.



Башня не относится, она просто там рядом со входом.



Вообще-то до сих пор я про Сальвадра Дали мало что знала. Вроде испанец. Кажется, со смешными усиками...



Рисовал... невесть что.
Танец, подражание Матиссу, 1923



А ещё он какого-то знаменитого русского знатно затролил. Был такой рассказ у Михаила Веллера. Кого именно затролил, вспомнить не смогла, поэтому нашла тот рассказ, вот он — Танец с саблями.

Вступление закончено. Погнали по музею. Ясно, что картинок всяческих в сети хватает, но мне, как всегда, важно моими глазами увиденное.
На входе у туристов отбирают все сумки, но фотики взять с собой можно. Первым делом попадаешь вот в такой центральный дворик.
Это любимая инсталляция художника. Обнажённая дама стоит на капоте кадиллака и тянет за собой колонну из автомобильных шин, на вершине которой держится лодка, со дна которой свисают стилизованные под капли наполненные презервативы (возможно, наоборот).



[Тут спрятаны мои попытки объять необъятное.]
С противоположной стеклянной стеной и куполом.



С противоположной стеной и куполом и машиной.



С заду.



Сверху. (Уже вечер, музей скоро закроется и туристики разошлись.)



Картина, что отражалась в стеклянной стене — эскиз декорации для балета "Лабиринт".



То же плюс начало следующей — ну чем не коллаж в скрапбуке? — стены.



Стена целиком.



А вот эта — пиксельная — знаменитая. Называется "Гала, глядящая на Средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна". И точно, в пиксельном портрете можно увидеть обнажённую женщину, вид сзади.



Кто такая Гала? Гала (ударение на последний слог) — жена Дали, его муза, русская. Великое множество картин посвящено ей.
Вот например Portrait of Gala with Rhinocerotic Symptoms, 1954 (не знаю как перевести, одна из версий — с симптомами оносороживания).



Обнажённая на фоне пейзажа, 1922-1923 — одна из первых картин Дали. Тогда он ещё не был сюрреалистом, но влияние импрессионистов чувствуется.



Далее серия, которую я окрестила "с кусками мяса". Это не официальное название.

Симбиоз женщины и животного, 1928



Сюрреалистическая композиция (так и называется).



Эта точно так же называется. 1928.



Барселонский манекен, 1926.



Геологическое эхо, 1982.



Отелло видит сон о Венеции, 1982.
Это не фрагмент предыдущей, а другая картина. Здесь ещё и отражения наложились причудливо. И даже фотограф присутствует. На мой взгляд это не очень портит. Скорее наоборот. Своего рода портал получается.



Путь загадки (дословно — Тропа в Энигму), 1981.



Счастливая лошадь, 1980. Только дохлая. Или как раз потому что дохлая...



Жалею, что не купила детскую книжку про Сальвадора Дали. Там очень доступным языком всё раписано было. Например, "Почему Сальвадор Дали рисовал дохлятину? — Потому что он не любил всё красивое, оно ему казалось отвратительным, а гниющая плоть — наоборот, привлекательной". Вот прямо так и было написано (кривой перевод, скорее всего, но в конкретном случае это было бы лишь на пользу!). К сожалению, на глаза попалась книга для взрослых за ту же цену, но картинок и текста в двое-трое побольше. Прочитала её добросовестно... В чисто взрослячьем духе там всё — много слов ни о чём. Единственное что усвоила — других сюрреалистов Дали за людей сюрреалистов не считал. Так и говорил: "Единственное различие между сюрреалистами и мной заключается в том, что я — сюрреалист".
И да, пожалуй. Другие рядом с ним как-то меркнут и теряются:)

Идём дальше.

Дохлая птица, 1928.



Луна и морская улитка на скале, 1928.



Натюрморт в лунном свете, 1926.



Не знаю названия, но это два ануса на ножках, чтобы эпатировать публику.



Мягкий автопортрет с жареным беконом, 1941.
Это "антифизиологический автопортрет". Вместо изображения сущности внутренней автор показывает только то, что снаружи — его оболочка, "перчатка". Перчатка съедобна, о чём свидетельствуют муравьи и жареный бекон.



Не знаю названия...



Портрет Пикассо, 1947.
По мнению Дали, Пикассо такой умный, что ему череп жмёт, поэтому его мозг вылезает через нос, а во рту превращается в ложку, собирающую всё вокруг.



"Поэзия Америки — Космические атлеты", 1943.
Написана под впечатлением поездки в Америку, показывает предчувствие победы чёрных над белыми (и ведь угадал!) и упадка Африки (там, вверху под часами болтается пустая шкурка). А еще здесь впервые в живописи появляются бутылки "Кока-колы".



Пейзаж с загадочными деталями, 1934.
Эту картину фонд "Гала - Сальвадор Дали" приобрел за 7,8 миллиона евро (11,14 миллиона долларов) у частного лица. На картине изображена небольшая фигурка нидерландского художника Яна Вермеера, рисующего "загадочный пейзаж", на заднем плане Дали изобразил себя в детстве.



Не смогла я остаться равнодушной и к серии абсолютно безбашенных стилизованных "под старину" рисунков.



[+20 в том же духе]







































А ещё в театр-музее полным полно всяческих загадочных инсталляций, и картинок с оптическими эффектами и стереоскопических...



И вообще чёрт знает чего, включая фавна-гермафродита.









А вот и самая знаменитая, пожалуй, инсталляция, комната-лицо. Лицо Мэй Уэст, 1934-1935.





"Ретроспективный женский бюст", 1974.
Ретроспективный, потому что был сделан для выставки в 1933, а это копия 70-х. Бедные куропатки...



Пример комбинирования XD.



Такое зеркальное, что сложно удержаться:)







Некоторые инсталляции в музее подвижны. Надо только монетку бросить. Полюбопыствовали.



Свет гаснет и штуковина собирается уже в темноте.

В один прекрасный момент Дали заинтересовался шкафами и выдвижными ящичками, в которых хранятся "бесчисленные нарциссические ароматы" и всякое другое тайное. Это как-то связано с теорией отца психоанализа Фрейда.





Композиция у основания одной из лестниц.



Лестницы в музее особенно сюрреалистичны...















Роспись потолка. Дали изобразил себя и Галу, моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами.



Дали черпал вдохновение не только в обыденных предметах и работах старых мастеров (которые безжалостно переиначивал по своему вкусу), но и как простые смертные — в природе.
Серия совершенно гениальных, на мой взгляд работ, навеянных прибрежными камнями.











Лишайники хороши и сами по себе! Тоже их обожаю.



Выглянем в окошко. Все они ведут в зал с машиной и тётькой, что мы видели в самом начале. И в каждом по манекену-"оскару"!







А это про то как из клякс рождаются шедевры. Хотя, возможно, я не права и сюжет придумывался прежде клякс.















И просто классные акварели...





...и не акварели.



Комната, удовлетворяющая изысканному вкусу маэстро.





Жидкие часы (на коврике) — ещё одна фирменная фишка Дали. Между прочим, он был востребован как очень успешный дизайнер.





Серия рисунков "из костей".









И классная графика с богатым, как всегда, подтекстом. Как всегда, безупречное владение материалом...













А вот в "сокровищницу Дали", которая имеет отдельный вход, но входила в стоимость билета, мы не успели.
Вероятно, там были вот такие блестяшки (он ещё и как ювелир прославился!), некоторые из них присутствуют в основной экспозиции.



«Avida Dollars» («жажда долларов») — такую анаграмму име­ни «Сальвадор Дали» составил писатель-поэт-сюрреалист Андре Бретон, рассорившись с художни­ком. Дали не растерялся и сделал это ещё одной из своих фишек! И да, золочёные штуковины принесли художнику немало долларов.











Годы жизни Сальвадора Дали — 1904—1989. Последнюю работу, каллиграфическую композицию "Ласточкин хвост", он нарисовал за шесть лет до смерти. Тело своё он завещал поместить в склеп в Театре-музее в Фигерасе. Своё состояние и работы Дали оставил Испании.

Сайт про Дали — http://www.dali-genius.ru/Teatr-muzej.html

Галерея работ Дали — http://art.liim.ru/galleries_hz/hz50b_1/hz50b1.html

Классный пост про театр-музей, где многое объясняется, но я специально не подсматривала, чтобы не сплагиатить ненароком — http://ru-travel.livejournal.com/27396112.html

Продолжение следует
Tags: Испания, путешествия, чтоб не потерялось
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments